В 1938 г. конструкторским бюро под руководством С.В. Ильюшина был создан самолет, получивший название ДБ-3 (ЦКБ-30). Летчик-испытатель В.К. Коккинаки установил на нем несколько рекордов высоты с различными грузами, а в 1938-1939 гг. на нем же были совершены сверхдальние перелеты Москва - Приморье, Москва - США.
В годы Великой Отечественной войны военный вариант самолета - Ил-4 (ДБ-3Ф), созданный в 1940 г., использовался в качестве дальнего бомбардировщика. По своим летным качествам и боевым характеристикам он не уступал немецким аналогам - Хейнкелю-111 и Юнкерсу-88, а по дальности полета превосходил их почти в два раза. В августе - сентябре 1941 г. советские бомбардировщики Ил-4 и Пе-8 (ТБ-7) с аэродрома на острове Эзель (Саарема) нанесли восемь ударов по Берлину и ряд по Восточной Пруссии, опровергнув ложь геббельсовской пропаганды об уничтожении Красной Армии и успехах "блицкрига". Позже территория Германии не раз подвергалась ударам нашей дальнебомбардировочной авиации.
Но Ил-4 не только громили промышленные и военные объекты в тылу врага. Часто им приходилось работать в тесном контакте с наземными войсками и выполнять роль фронтовой и даже тактической авиации. Этого требовала обстановка на фронте, когда нужно было во что бы то ни стало остановить наступление наземных войск противника. И тогда "илы" бомбили танковые и механизированные колонны, артиллерию, уничтожали аэродромы врага.
Тактико-технические характеристики Ил-4:
Двигатели - 2хМ-88Б по 1100 л.с.
Размах крыльев - 21,44 м
Площадь крыльев 66,7 кв. м.
Длина - 14,8 м
Максимальная скорость - 448 км/ч
Взлетный вес - 10300 кг
Потолок - 7300 м
Дальность полета - 4260 км
Экипаж - 4 человека
Вооружение - 1 пушка калибра 20 мм, 1 пулемет 12,7 мм, 2 пулемета 7,62 мм
Бомбовая нагрузка - до 3000 кг
Всего построено 1528 бомбардировщиков ДБ-3 и 5256 Ил-4.