Владимир Михайлович Петляков, погибший в 1942 г., был создателем одних из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны - Пе-8 и Пе-2.
С первых дней Великой Отечественной войны Пе-2 зарекомендовал себя как прекрасный пикирующий бомбардировщик. По скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий фронтовой бомбардировщик.
Пилотировать машину было непросто, но летчикам она нравилась. Прославленный летчик И.А. Маликов по три раза в день поднимал свой Пе-2 в трудные дни Московской битвы. После ранения Маликову ампутировали ногу, но и с протезом он сначала освоил небесный тихоход По-2, а затем снова летал на любимой "пешке" до самого конца войны.
Другой советский летчик, И.С. Полбин, разработал самую эффективную тактику группового непрерывного бомбометания с пикирования. Зайдя над объектом, Пе-2 образовывали замкнутый круг и затем, сохраняя дистанцию 500-600 м, один за другим пикировали на цель под углом до 70°. Неоднократно Пе-2, завидев бомбардировщики врага, шли в атаку. Набрав скорость, они, как истребители, заходили к ним в хвост, открывали огонь и побеждали. "Это не машина, а чудо", - говорил Полбин, а его подчиненные шутили: "Мы выводим нашу "пешку" в ферзи. Она любому королю сможет дать мат..."
Истребительные возможности Пе-2 не остались незамеченными. Его модификация Пе-3 как дальний истребитель сопровождения воевал на Севере.
На Пе-2 воевал и 125-й гвардейский женский бомбардировочный авиаполк, сформированный Героем Советского Союза М.М. Расковой.
Тактико-технические характеристики Пе-2:
Двигатели - 2хВК-105РФ по 1250 л.с.
Размах крыльев - 17,16 м
Площадь крыльев - 40,5 кв.м.
Длина - 12,66
Взлетный вес - 8250 кг
Максимальная скорость - 540 км/ч
Потолок - 8800 м
Дальность полета - 1500 м
Экипаж - 3 человека
Вооружение - 3 пулемета калибра 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм
Бомбовая нагрузка - 600 кг
Всего выпущено 11427 Пе-2.