"Рус фанер" - так сначала презрительно, а затем с суеверным ужасом называли фашисты этот легкий биплан. "Небесный тихоход" - любовно прозвали его советские солдаты.
Самолет По-2 был разработан в 1927 г. коллективом под руководством прославленного советского авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. До войны его использовали как учебный самолет. В начальный период войны в связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к боевой работе. На них доставляли срочные приказы и донесения, фотографировали позиции противника, передвижение его войск и техники. Но наибольшую известность и славу эти маленькие, фанерно-полотняные и, казалось, сугубо мирные машины заслужили как ближние ночные бомбардировщики.
Однако неожиданно выяснилось, что этим тихоходным и практически безоружным самолетам оказались по силам задачи, с которыми не могли справиться скоростные и пикирующие бомбардировщики, - уничтожение малоразмерных целей. Практически каждую ночь, загрузив по 150-200 кг бомб, они наносили "точечные удары" по переправам, штабам и узлам связи противника, громили живую силу и технику врага.
Командование "Люфтваффе" знало об особых "способностях" наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый По-2 немецким асам был обещан Железный крест. Особенностью этих самолетов было то, что они с высоты 1500 м планировали с выключенным мотором, то есть к цели подходили практически беззвучно. На такой высоте попадание было практически стопроцентым . Чтобы взять в полет больший бомбовый запас, летчики брали минимальный запас горючего, а сами пилоты следили за своим весом.
Тактико-технические характеристики По-2:
Скорость - 145 км/ч
Полетный вес - 1350 кг
Вооружение - 1 пулемет ШКАСС
Бомбовая нагрузка - 200 кг
Всего выпущено более 40 000 самолетов По-2.